Клеша («бедствие, страдание») — одно из фундаментальных понятий в буддизме. Клеша обуславливает омрачение сознания, его загрязнение, аффект. Этим понятием обозначают эмоциональную окрашенность восприятия мира эгоцентрированным сознанием, мешающую ощущать мир таким, какой он есть в действительности. Это негативное содержание психики, проявляющееся в ложном познании и неадекватных эмоциональных и инстинктивных реакциях и состояниях. Клеши являются источником обусловленного существования - сансары, нынешних и будущих трудностей. Когда клеши находятся в действии, они приводят в движение поток причин и следствий, способствуют "созреванию кармы". Главными, базовыми аффектами, приводящими в движение Колесо сансары, являются неведение, привязанность и гнев. Как с этим работать? Автоматизированные привычки омраченного восприятия заменяются на одну базовую привычку - медитацию, осознанной концентрации на качествах чистого восприятия." Три колесницы", или пути буддизма содержат множество искусных методов и средств для работы с умом. Все их можно рассмотреть с точки зрения трех уровней практики: (1) уровень, на котором стоит сознательно избегать обстоятельств, вызывающих мешающие чувства. (2) уровень, на котором удается осознавать, что все мешающие эмоции подобны сну, и применять противоядия. (3) уровень, на котором есть способность не придавать им значения, не удостаивать внимания, не действовать под их влиянием, при затухании узнавать их истинную природу как мудрость и использовать их энергию. Мы учимся распознавать чувства, прежде чем реагировать. У чувств есть одно важнейшее неоспоримое полезное качество. Чувства - это огромная особенная сила, которая приводит нас в движение. Существуют не только мешающие чувства, но и вневременные: любовь, сочувствие, радость и бесстрашие, которые сопутствуют распознаванию истинной природы ума. Если удается освободить мешающие чувства от того компонента, что делает их "мешающими", эмоционально окрашивает негативным образом, то тогда остается только чистая энергия, такие чувства становятся силой, которая питается не иллюзией разделения, а пониманием единства всего живого. "Крестьянин, знающий как использовать на своем поле навоз, может извлечь большую пользу при сборе урожая". (Далай-лама XIV)
Графика - Stanislav Pashkov ©