АНИМА и АНИМУС (от лат. anima – душа, animus – дух) – бессознательные представления, выступающие в образах женского начала в мужчине и мужского начала в женщине. Анима — олицетворение, персонификация всех женских психологических тенденций в психике мужчины, таких как туманность и расплывчатость чувств и настроений, пророческие наития, восприимчивость к чему-то иррациональному, способность к индивидуальной любви, и, в конечном счете – связь с Бессознательным. Поскольку мужчина через Аниму имеет связь с Бессознательным, то Юнг особо отмечает, что женские атрибуты у мужчины часто можно наблюдать на примере пророков и шаманов. Некоторые шаманы, готовясь к обрядам, рисовали на своей одежде женские груди и говорили высокими женскими голосами, тем самым всячески подчеркивая контакт с Бессознательным. Во всех культурах люди, имеющие какой-то контакт с Бессознательным и способные выносить оттуда какой-то контент, разными способами выдают свою связь с женским через одежды, прически, аксессуары. Если посмотреть на иконы, то можно заметить у многих мужчин длинные волосы и отметить общее женоподобие их лиц. Юнг прямо говорит, что Анима – это архетип, который работает как проводник между сознанием мужчины и его Бессознательном. Он отмечал, что Анима – это эмпирическое понятие. Вопреки часто высказываемому предрассудку, будто речь идет о какой-то теоретической выдумке или, того хуже, о чистой мифологии, понятие Анимы – это чисто опытное понятие. Анима – это зарытая в землю, архаическая часть души мужчины. Анима имеет совершенно определенные свойства, которые в целом выражаются в том, что это, прежде всего настроение, чувства и какие-то порывы. Анима – это готовность к прыжку. Если говорить об Аниме как о готовности к реагированию, то нужно отдельно рассмотреть источники образа Анимы. В психике мужчины этот образ сильно смикширован с образом матери, поэтому мужчине трудно разделить где заканчивается мать и начинается Анима. Образ Анимы придает сыну идеализацию матери. Мать для сына имеет совершенно демоническую власть, куда бóльшую, чем власть человеческая. Анима несет эмоции и аффекты. Благодаря Аниме мужчина имеет контакт со своей инстинктивной сферой, которая, разумеется, социально не оформлена – и грубая порода из Бессознательного, попадая в сознание, вызывает какую-то разруху, например в виде вулкана страстей, мыслей или наитий. В форме материнского образа Анима может быть перенесена на конкретную женщину, в результате чего мужчина становится сентиментальным и завистливым или вспыльчивым и деспотичным. Аналогичная картина может иметь место и у женщин, когда запечатленный с детства образ отца становится тем Анимусом, который бессознательно проецируется на других мужчин, предопределяя тем самым соответствующие отношения с ними. Если мужчина не обретает контакт с Анимой до 35 лет, то он утрачивает всякую жизненность и у него наступает то, что Юнг называл «потерей души». При этом важно не идентифицироваться с Анимой, чтобы не уйти в гомосексуализм. Более здоровым вариантом является латентная бисексуальность («Мужчина, который осознает свою латентную бисексуальность и в гетеросексуальном плане становится намного более изысканным, изощренным и благополучным»). Гомофоб же настолько боится контакта со своей Анимой, что вместе со своим страхом перед гомосексуальной ориентацией он отсекает и какую-то часть своих эмоций и чувств. Если воссоединение с Анимой не состоялось, то у человека возникает потеря жизненности, флексибильности и человечности. Он сталкивается с преждевременным оцепенением и закостенелостью, стереотипией, фантастической односторонностью, становится своенравным и педантичным, либо утомленным и неряшливым, с склонностью к алкоголизму. Он либо грубеет и превращается в «человека в футляре», либо превращается в «заболоченную лужу». Анима мужчин отчасти смешана с матерью, но иногда проецируется и на жену. Если мужчина не вполне осознает свое Аниму и не контактирует с ней на уровне сознания, то он может проецировать на своего партнера свою теневую Аниму – и тогда партнерша станет «носителем порока». Кроме того, существует понятие позитивной и негативной Анимы. Позитивная Анима ведет мужчину к освоению глубин своего Бессознательного, но она позитивна в смысле своего последействия – мужчина осваивает какую-то область, неведомую ранее. Этакий добрый проводник в Бессознательное. Негативная Анима завораживает мужчину и заводит его в кризисную ситуацию, из которой почти нет выхода. Но такое понимание негативной Анимы небесспорно, поскольку прохождение кризисов предполагает обретение нового опыта – и, соответственно, развитие. Анима биполярна и поэтому может являться в один момент позитивной, а в следующий негативной: молодой — старой, матерью — девой, доброй феей — злой ведьмой, святой — падшей. Открытие Анимы и Анимуса Юнгом стало своего рода возрождением идеи духовной андрогинности в современном психологическом дискурсе. Правда в том, что Анима представляет совокупность всех представлений, гештальтов, проекций, фантазий, страхов и надежд связываемых с женщиной. То же самое представляет Анимус для женщины. Все представления которые формулирует для себя мужчина о женщине или женщина о мужчине это практически всегда проекция Анимы-Анимуса, и абсолютно неважно насколько это представление соответствует или не соответствует реальности. Высоким уровнем восприятия является способность видеть Аниму-Анимус другого человека. Если мы обладаем этим навыком, мы никогда не ошибемся в отношении другого человека, поскольку, все что демонстрирует субъект на уровне эго-персона является не более чем меняющейся и иллюзорной формой, в то время как Анима-Анимус являются реальными доминантами души. На самом примитивном уровне, Анима находится в неразрывной слитости с материнской фигурой а Анимус тотально поглощен отцовским образом. Одной из базовых задач индивидуации, является отделение фигуры Анимы от Материнского имаго а Анимуса от имаго отцовского. Для тех чьи отношения с родителями были изначально здоровыми этот процесс часто происходит абсолютно естественно, но когда здесь имеются травмы процесс сепарации одного от другого занимает годы и даже десятилетия. Критерием слитости родительских и контрсексуальных доминант является онтологическая пассивность субъекта. Неважно говорим мы о идеализируемых или ненавидимых родительских образах, Анима слитая с матерью и Анимус слитый с отцом (Анимама и Панимус) всегда выдают глубоко пассивный, провиденциалисткий тип мышления при котором субъект не обладает индивидуальной волей. Чем больше разделены эти архетипы, тем больше возможность равного взаимодействия с Анимой и Анимусом, тем больше целостность обретаемая в процессе духовной практики. А подлинная магия начинается когда сама жизнь становится такой духовной практикой и все что с нами происходит осмысляется в символическом измерении. #FaceAppChallenge #Anima #Animus #Юнг

Теги других блогов: бессознательное Анима Анимус