Raptus Melancholicus
Депрессивные состояния характеризуются триадой психических расстройств: пониженным настроением, замедлением мыслительных процессов и двигательной заторможенностью. Выраженность эмоциональных нарушений бывает различной — от легких степеней подавленности и безрадостности до переживания витальной тоски, с безысходностью, отчаянием. Бывают переживания “предсердечной тоски” с ощущениями сжимания или тяжести в области сердца, иногда с ощущением своеобразной жгучей боли. Более мучительными бывают “моральные страдания”, глубина и тяжесть которых несравнимо мучительнее физической боли. Возникновению депрессивной фазы иногда предшествуют нарушения сна, аппетита, неприятные ощущения в области сердца, сердцебиения, сухость во рту, запоры, задержка месячных у женщин. При тяжелых формах движения часто замедленны, позы однообразны, трудно двигаться, трудно говорить.
Наиболее тяжелой формой проявления аффекта тоски является состояние, получившее название “взрыв тоски” — raptus melancholicus, которое проявляется во внезапном взрыве отчаяния с возбуждением, рыданиями, стонами, стремлением нанести себе повреждения, суицидальными попытками. Обычно наблюдаются достаточно четкие суточные колебания в выраженности депрессивных переживаний. Больные испытывают тоску и тревогу в ранние утренние часы, к вечеру состояние несколько улучшается. Внешний вид больных соответствует их аффективным переживаниям: мимика и выражение глаз говорят о скорби и печали, при тяжелых тоскливых состояниях глаза остаются сухими, мигание редкое.
Замедление мыслительных или ассоциативных процессов выражается в том, что больные отвечают на вопросы с большой задержкой, односложно, жалуются на одни и те же мысли о собственной никчемности и желании умереть. Внимание сосредоточивается с трудом, память на прошлое не страдает, фиксация текущих событий затруднена. В таком состоянии больные не верят, что подобное состояние может пройти. Прошлое, настоящее и будущее оценивается мрачно, как цепь бесконечных ошибок и преступлений, будущее ужасно и бесперспективно. Выраженность двигательной заторможенности различна — от легких степеней до депрессивного ступора. Больные в депрессивном состоянии не строят планов на будущее, не имеют никаких интересов, у них часто возникает только одно желание — умереть. Стремление к самоубийству постоянно наблюдается при депрессивных состояниях, особенно в ранние утренние часы, когда депрессивные переживания более выражены. Суицидальные попытки могут носить импульсивный характер в момент взрыва тоски и более целенаправленный — с подготовкой суицидальной попытки.
В ряде случаев при утяжелении депрессии больные жалуются на отсутствие всякого чувства. Это состояние “болезненное психическое бесчувствие” (anaestesia psychica dolorosa) обычно свидетельствует о тяжести депрессии. У депрессивных больных можно наблюдать дереализацию и соматопсихическую деперсонализацию. При наличии дереализации больные говорят, что окружающий мир воспринимается как через туман, непромытое стекло, дымку, что окружающее похоже на декорации. При соматопсихической деперсонализации больные не достаточно четко воспринимают свое тело: “Я как бы растворяюсь в окружающем, не чувствую своих границ”.
Лечение депрессивных расстройств, прежде всего, включает психофармакотерапию, в частности применение антидепрессантов. Так же важнейшим компонентом лечения депрессивных расстройств является психотерапия. Применяются самые разнообразные виды психотерапии: рациональная, когнитивная, медитативная, гипнотерапия, семейная и др. Однако, два основных компонента психотерапии относятся преимущественно к человеческим качествам и: это эмпатия и выслушивание. Под эмпатией понимается установление эмоционально доброжелательного, дружественного, уважительного, партнёрского контакта с пациентом, когда больной ощущает, что он и его проблемы — в центре внимания. Это тем более важно, поскольку наибольшую психическую тяжесть для больного представляет чувство беспомощности, «одиночества» в сложившейся ситуации болезни. Выслушать больного, дать ему выговориться, снять таким образом тяжесть депрессивного одиночества — есть основное проявление внимания к человеку и его страданию. Иногда, особенно в случае реактивных депрессивных расстройств, этого бывает достаточно для существенного улучшения психического состояния пациента.
Депрессию как явление можно разделить на два вида: эндогенную и психогенную. Эндогенной депрессией называют такую депрессию, при которой не оказывается возможным обнаружить хоть сколько-нибудь значимую внешнюю причину состояния, соразмерную тем страданиям, которые человек испытывает. Психогенная депрессия – это естественное чувство человека, вызываемое драматическими событиями в жизни, то, что в психиатрии называют психогениями. В русском языке есть синоним этого слова – горе. Имея ввиду горе, подразумевается , что это не болезнь, а естественная реакция человека на трагедию, постигшую его в жизни. На жизненном пути человека неминуемо ждут потери – и это неизбежно – со смертью близкого человека, сталкивается любой, как и часто не избежать предательств, измен, разочарований, несчастной любви. Поэтому, вместо термина психогенная депрессия правильнее употребить слово горе. А процесс избавления от горя - гореванием. В горевание можно выделить три основных темы. Смерть близкого человека, несчастная любовь, кризис середины жизни. Каждая из причин при горевание имеет свои акценты, но всегда присутствуют основные составляющие горевания: осознание потери, участие окружающих и интеграция переживаний. Без эти составляющих горе оказывается неотгореванным (невыплаканным) и превращается в депрессию. Эндогенную депрессию можно назвать неизвестным горем. Нельзя горевать то, что неизвестно. Психоанализ лечит депрессию именно потому, что помогает понять депрессию (неизвестное горе). Становится понятным, откуда взялось это горе. Тогда оказывается возможным процесс горевания. Тогда депрессию можно отгоревать, исцелить.