Camera Obscūra. Мир Как Кинопроекция. Согласно буддийскому учению, каждая дхарма (элемент бытия) существует только в течение одной кшаны. «Кшана» означает мгновение — предельно малый момент времени, определяемый в разных буддийских школах по-разному, например, как: 1/75 секунды, согласно Васубандху; примерно 1/74035 секунды; одна миллиардная от времени вспышки молнии, согласно бирманской тхераваде; 0,000 000 000 002 секунды. Буддхагхоша и некоторые другие буддийские философы считали, что кшана не может быть определена. Ежемгновенно дхармы вспыхивают и исчезают, образуя новый «узор», новую комбинацию, обусловленную законом взаимозависимого возникновения и кармой. Не существует ни материи, ни иной субстанции, есть лишь поток последовательных психических элементов — дхарм. Восприятие мира живыми существами подобно восприятию кадров на вращающейся киноплёнке. Двигающиеся со слишком большой для глаз скоростью, кадры создают для наблюдателя всеобъемлющую иллюзию устойчивой и постоянной реальности. Данная теория объясняет также и иллюзию процесса перерождений, в которых на самом деле «ничто не перерождается и не переходит». В них «кар­мический преемник» с помощью кармических факторов получает некоторую энергию от предыдущей личности. Побуждение постепенно возникает исходя из накопленной прошлой кармы в виде «отпечатков» в сознании. Ощущение постоянства личности и память о прошлых жизнях при этом могут появляться при помощи ума-манаса, связывающего прошедшее время с настоящим моментом. Таким образом, буддисты указывают, что человек рождается и умирает в каждый момент времени. Осознание Высшей Реальности, свободно от всякого понятийного содержания, находящейся за пределами мышления и воображения и даже за пределами желания и устремления.

Теги других блогов: буддизм дхармы перерождения